Каждый год первого сентября вместе с первоклассниками мысленно усаживаются за школьные парты их родители. Можно понять гордость взрослых, чьи дети уверенно овладевают знаниями, добиваются успехов. Совсем иные чувства испытывают родители, если ребёнок отстаёт, не справляется с новыми требованиями, теряет интерес к учёбе. Учителя говорят о целом спектре признаков неготовности детей к школе. Это могут быть недостатки развития интеллектуальной, эмоционально-волевой, личностной сферы.
В некоторых семьях устраиваются самые настоящие мини-школы, в которых родители пытаются научить своих детей читать, писать, решать задачи. Логика рассуждений при этом проста: если заранее научить ребёнка тому, с чем он встретится в школе, он будет успешно учиться. Но умение читать и писать ещё не гарантирует успехи в обучении. Так, например, ребёнок неплохо читает, считает, имеет широкий круг представлений об окружающем мире, но на уроке не может сосредоточиться, небрежно выполняет задание.
В этом случае родители упустили менее заметное, но наиболее важное в подготовке ребёнка к школе — те качества, которые необходимо формировать у него в дошкольные годы, что бы процесс усвоения новых знаний и умений шёл успешно.
Вот почему, готовя ребёнка к школе, родители и воспитатели, прежде всего, должны учитывать его индивидуальные особенности.
Дети-флегматики
Медлительны и усидчивы, у них низкий темп деятельности.
Они не могут быстро ответить на вопросы, переключиться с одного вида деятельности на другой. Зная эти особенности своего ребёнка, родители не должны торопить его, т.к. это нервирует малыша и может привести к ещё большей скованности и потере инициативы. Задача взрослых при подготовке таких детей к школе — способствовать развитию уверенности в своих силах, создавать условия, облегчающие выполнение задания в более быстром темпе. В этом помогут своевременно сформированные умения и навыки самостоятельной работы.Полезно использовать приёмы опережающего воздействия, то есть заблаговременно напоминать ребёнку о необходимости подготовиться к занятиям, о приближении сроков завершения работы, о предстоящей новой деятельности и т.п.Такие указания помогают ему вовремя мобилизоваться и переключиться на новое дело. Родители должны использовать разнообразные положительные оценки, стимулируя ребёнка к более активным и целенаправленным действиям.
Дети-холерики.
Для них характерны непоседливость, подвижность, потребность в шумных играх. Они часто приступают к выполнению задания, не дослушав объяснение до конца. Работают быстро, но небрежно, не замечают допущенных неточностей и ошибок. Эти черты поведения, закрепившись, могут стать серьёзным препятствием для успешного школьного обучения. Находясь в атмосфере повышенного внимания взрослых, постоянного одёргивания, сдерживания, ребёнок становится нервным, конфликтным, перестаёт реагировать на замечания и указания взрослого. Главное в подходе к таким детям — дать полезное направление их энергии. Достигнуть этого можно, приобщая к интересным и нужным делам, играм, поручениям, в которых находит выход их природная активность. Можно попросить ребёнка проверить, правильно ли выполняется та или иная работа, дать ей оценку. Необходимо помочь малышу осознать связь между излишней торопливостью и низким результатом труда, поощрять старательность и терпение, организовывать спокойную деятельность (конструирование, рисование, ручной труд), использовать приёмы сдерживания активности («Подожди начинать, сначала подумай ещё раз», «Не спеши дальше рисовать, подожди, когда краска подсохнет» и т.д.). Полезным оказывается приём, который ставит ребёнка в позицию обучающего («Расскажи и покажи мне, как склеить домик»). Ребёнок-холерик легко возбуждается, его трудно остановить, успокоить, уложить спать. С ним необходимо говорить спокойно, но требовательно, внушительно, без уговоров и упрашивания. Главное не корить за чрезмерное возбуждение, а помочь преодолеть его. Важно показывать холерику красоту культурных поступков, внушать необходимость проявления сдержанности, внимания.
Ребёнок сангвинического темперамента
Отличается живостью, активностью, любознательностью. Он работоспособный, энергичный, легко сходится с людьми, быстро привыкает к новой обстановке. Процесс адаптации к школьному режиму, коллективу, требованиям учителей протекает у таких детей довольно быстро и благополучно. Ребёнок-сангвиник быстро устаёт от однообразия. Как только деятельность теряет для него привлекательность, он стремится к её прекращению. Он может не закончить начатое дело, сделать его небрежно, «забыть» поручение взрослого и предпочесть более интересное занятие. При подготовке таких детей к школе необходимо формировать у них умение доводить начатое до конца, не допускать появления привычки поверхностно и небрежно выполнять задания, развивать самоконтроль. Важно настойчиво формировать такие черты характера, как собранность, аккуратность, ответственность. К ребёнку-сангвинику можно предъявить повышенные требования, а небрежно выполненную работу полезно предложить выполнить заново и самому оценить полученный результат. Родителям нужно пытаться углубить у него интерес к какому-либо занятию, показывать новые, привлекательные стороны каждого дела, направлять активность на усвоение более сложных умений и навыков. В таких детях важно поощрять настойчивость, старательность и целеустремлённость.
Дети с проявлениями меланхолического темперамента.
Они отличаются повышенной чувствительностью и обидчивостью, настороженностью по отношению к чужим людям и событиям, дольше других адаптируются к школе, с трудом входят в новые условия.
В обстановке жёсткой требовательности, категоричности, строгости такие дети теряются, проявляются скованность, активность их затормаживается. Они быстро утомляются, трудности заставляют их опускать руки. Задача взрослых при подготовке таких детей к школе — вселить в них уверенность в своих силах, вызвать стремление к активным действиям. Это достигается с помощью положительной оценки их поведения, создания установок на проявление воли, настойчивости, выражения уверенности в их возможностях. Хорошо выполнить новое дело («Я знаю, у тебя должно получиться. В прошлый раз, помнишь, как хорошо получилось?»).Ребёнку целесообразно дать такие задания, с которыми он справится, и результат увидят сверстники. Можно, например, попросить его сделать подарок малышу или другу. Успех укрепляет ребёнка, пробуждает уверенность в своих силах при решении более сложных задач. Большое значение для таких детей имеют контакты с родителями, задушевные беседы, обсуждение предстоящих дел. Они помогут ребёнку стать более коммуникабельным, развивают способность к взаимодействию.