Защита детей от насилия

Сегодня большинство родителей очень часто и по разному поводу испытывают страх за своих детей. Чтобы помочь детям избежать насилия родители должны обратить свой страх в действие. В данном случае от них требуется беседовать со своими детьми. Родители должны начать разговаривать с детьми с раннего возраста и продолжать обсуждение этой темы по мере взросления детей.

Многие родители страшатся, когда им предлагают говорить с детьми о насилии, особенно о сексуальном насилии. Мамы и папы беспокоятся о том, что, вместо того, чтобы помочь детям справиться с насилием, они напугают их, лишат наивности и доверия, то есть, фактически, навредят им.

Хотя этот страх можно понять, совсем не значит, что он обоснован. Существует множество способов, с помощью которых родители могут говорить со своими детьми, даже с малышами, чтобы они почувствовали себя более защищенными и более уверенными в себе, вместо того, чтобы напугать и лишить доверия.

 

РЕГИОНАЛЬНАЯ КАРТА ПОМОЩИ несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия или эксплуатации, Г. ВИТЕБСК

РЕГИОНАЛЬНАЯ КАРТА ПОМОЩИ

несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия или эксплуатации,

Г. ВИТЕБСК

Наименование

Место расположения

График работы

Контактный номер телефона

 

Обеспечение защиты

Отдел внутренних дел администрации Первомайского района г. Витебска

г. Витебск,

пр-т Строителей, д.3б

круглосуточно

8 (029) 310 40 02

8 (029) 711 53 16

 

Отдел внутренних дел администрации Октябрьского района г. Витебска

г. Витебск,

 ул.Терешковой, д.24

круглосуточно

8 (029) 324 24 89

8 (029) 511 22 07

 

Отдел внутренних дел администрации Железнодорожного района г. Витебска

г. Витебск, ул.Димитрова, д.7

круглосуточно

8 (029) 310 99 02

8 (029) 514 11 81

 

Витебский городской отдел Следственного комитета Республики Беларусь

г. Витебск,

 пр-т Московский,

д.51А

пн-пт

с 09.00 до 18.00

8 (0212) 46 20 36

 

Медицинская помощь

УЗ «Витебский областной детский клинический центр»

г. Витебск, ул.Чкалова, д.14В

пн-пт

08.00-17.00

круглосуточно

8 (0212) 48 00 83

8 (0212) 48 00 45

8 (0212) 36 97 29

 

Витебская областная детская клиническая больница

г. Витебск,

ул.Шрадера, д.7

круглосуточно

8 (0212) 48 00 83

8 (0212) 36 82 98 

 

Центр здоровья молодежи «Феникс»

 

г. Витебск, ул.Чкалова, д.14В

пн, вт, пт

с 14.00 до 20.00

ср, чт с 08.00 до 16.00

8 (0212) 37 24 50

 

 

Предоставление временных мест пребывания

УЗ «Витебский областной детский клинический центр»

г. Витебск,

ул.Шрадера, д.7

пн-пт

08.00-17.00

 

круглосуточно

8 (0212) 48 00 83

8 (0212) 36 82 98

 

8 (0212) 36 97 29 

 

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Первомайского района г. Витебска», «кризисная комната»

(для размещения родителей с детьми)

г. Витебск,

ул.1-я Пролетарская, д. 20

пн-пт

с 08.00 до 17.00

 

круглосуточно

8 (0212) 37 04 32

8 (0212) 37 20 17

 

8 (033) 903 14 95

 

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Октябрьского района г.Витебска», «кризисная комната» (для размещения родителей с детьми)

г. Витебск, ул.Смоленская, д.9

пн-пт

с 08.00 до 17.00

 

круглосуточно

8 (0212) 63 20 00

 

 

8 (0212) 48 00 10

 

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Железнодорожного района г. Витебска», «кризисная комната» (для размещения родителей с детьми)

г. Витебск, ул.Космонавтов, д.5а

пн-пт

с 08.00 до 17.00

 

круглосуточно

8 (0212) 67 92 79

8 (0212) 67 92 83

 

8 (029) 514 11 81

8 (0212) 67 86 02

 

Психологическая, психиатрическая, психотерапевтическая

УЗ «Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии»

Витебский район,

п. Витьба,

ул. Центральная, д.1а

пн-пт

с 08.00 до 20.00

8 (0212) 69 29 89

8 (0212) 69 29 49

 

г. Витебск,

ул. Чкалова, д.14В

пн-пт

с 08.00 до 20.00

8 (0212) 61 44 36

8 (0212) 60 77 36

 

Психологическая помощь

ГУО «Социально-педагогический центр г. Витебска»

г. Витебск,

 ул. Жесткова, д. 19

пн-пт

с 08.00 до 17.00

8 (0212) 64 75 36

8 (0212) 64 75 37

 

Центр здоровья молодежи «Феникс»

 

г. Витебск,

 ул. Чкалова, д.14В

пн, вт, пт

с 14.00 до 20.00

ср, чт с 08.00 до 16.00

8 (0212) 37 24 50

8 (0212) 60 18 05

 

Психологическая помощь семье несовершеннолетнего

УЗ «Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии»

Витебский район,

п. Витьба,

ул. Центральная, д.1а

пн-пт

с 08.00 до 20.00

8 (0212) 69 29 89

8 (0212) 69 29 49

 

г. Витебск,

ул. Чкалова, д.14В

пн-пт

с 08.00 до 20.00

8 (0212) 61 44 36

8 (0212) 60 77 36

 

ГУО «Социально-педагогический центр г. Витебска»

г. Витебск,

 ул. Жесткова, д.19

пн-пт

с 08.00 до 17.00

8 (0212) 64 75 36

8 (0212) 64 75 37

 

Содействие в трудоустройстве

Управление по труду, занятости и социальной защите Витебского горисполкома

г. Витебск, ул.Богдана Хмельницкого, д.10

пн-пт

с 08.00 до 17.00

8 (0212) 36 25 10

8 (0212) 36 25 13

 

Правовая и социальная помощь

ГУО «Социально-педагогический центр

г. Витебска»

г. Витебск,

 ул. Жесткова, д. 19

пн-пт

с 08.00 до 17.00

8 (0212) 64 75 36

8 (0212) 64 75 37

 

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Первомайского района г. Витебска»

(для законных представителей)

г. Витебск,

ул. 1-я Пролетарская, д.20

пн-пт

с 08.00 до 17.00

8 (0212) 37 55 00

8 (0212) 60 78 70

 

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Октябрьского района            г. Витебска»

(для законных представителей)

г. Витебск, ул.Смоленская, д.9

пн-пт

с 08.00 до 17.00

8 (0212) 36 15 07

8 (0212) 37 48 99

 

ГУ «Территориальный центр социального обслуживания населения Железнодорожного района г. Витебска» (для законных представителей)

г. Витебск, ул.Космонавтов, д.5а

пн-пт

с 08.00 до 17.00

8 (0212) 67 92 28

8 (0212) 67 91 08

 

Иная помощь

Витебская областная организация БОКК

Руки помощи

г. Витебск,

ул. Правды,

 д.18

пн-пт

с 08.30 до 17.00

8 (0212) 36 61 34

8 (0212) 36 41 33

 

Горячая линия (по безопасному выезду за рубеж, противодействие сексуальному насилию, в том числе в сети Интернет)

--

ежедневно

с 08.00 до 20.00

8 801 201 5555

звонок бесплатный

 

Детская телефонная линия

--

круглосуточно

8 801 100 1611

звонок бесплатный

 

Информационный ресурс

--

круглосуточно

www.kids.pomogut.by

 

Телефоны доверия:

 УЗ «Витебский областной клинический центр психиатрии и наркологии»

УЗ «Витебская городская станция скорой и неотложной медицинской помощи»

Центр здоровья молодежи «Феникс»

--

 

круглосуточно

 

круглосуточно

 

 

пн-пт

 с 8.00 до 12.00

 

8 (0212) 61 60 60

 

8 (0212) 67 36 44

 

 

8 (0212) 57 74 21

 

 

свернуть

Меры наказания за совершения насилия семье, предусмотренные в Республике Беларусь в соответствии с законодательством

Меры наказания за совершения насилия семье, предусмотренные в Республике Беларусь в соответствии с законодательством

Против жизни и здоровья

- убийство (ст. 139 УК);

- умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (ст. 147 УК);

- умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (ст. 149 УК);

- истязание (ст. 154 УК);

- умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия (ст. 9.1 КоАП);

Против половой неприкосновенности или половой свободы

- изнасилование (ст. 166 УК);

- насильственные действия сексуального характера (ст. 167 УК);

Против личной свободы, чести и достоинства

- незаконное лишение свободы (ст. 183 УК);

- угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества (ст. 186 УК);

- оскорбление (ст. 9.3 КоАП);

- мелкое хулиганство (ст. 17.1 КоАП).

На данный момент решение проблемы насилия в Республике Беларусь регулируется нормативно-правовыми документами:

- Конституция Республики Беларусь;

- Уголовный кодекс Республики Беларусь (ст.139, 147, 149, 154, 166, 167, 183, 186;)

- Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (ст.9.1, 9.3, 17.1;)

- Кодекс Республики Беларусь о браке и семье (ст.1, 59, 66-1, 67;)

- Гражданский кодекс Республики Беларусь;

- Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (ст.1, 17;)

- Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании» (ст.1, ст.28, ст.30).

 

ЗАЩИТНОЕ ПРЕДПИСАНИЕ - установление гражданину, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий.

Защитное предписание может запретить:

- предпринимать попытки выяснять место пребывания жертвы насилия в семье; посещать места нахождения жертвы насилия в семье, если жертва временно находится вне совместного места жительства;

- общаться с жертвой насилия в семье, в том числе по телефону, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет;

- распоряжаться общей с жертвой насилия в семье собственностью.

Защитное предписание может предписать:

- временно покинуть общее с жертвой насилия в семье жилое помещение.

Защитное предписание выносится гражданину в письменной форме руководителем органа внутренних дел или его заместителем в трехдневный срок с момента получения постановления о наложении административного взыскания за правонарушение, предусмотренное статьями 9.1 (умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия), 9.3 (оскорбление), 17.1 (мелкое хулиганство) Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, совершенное по отношению к члену семьи.

Защитное предписание с письменного согласия совершеннолетнего гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, обязывает гражданина, совершившего насилие в семье временно покинуть общее с гражданином (гражданами), пострадавшим (пострадавшими) от насилия в семье, жилое помещение и запрещает распоряжаться общей совместной собственностью.

Защитное предписание вступает в силу с момента его объявления гражданину, в отношении которого оно вынесено.

Терпеть и скрывать насилие в семье или же обратиться за помощью – это личный Ваш выбор, но не стоит заблуждаться и рисковать своим здоровьем и здоровьем своих близких!

свернуть

Как узнать, что мой ребёнок стал жертвой сексуального насилия?

Информационный материал для родителей

Уважаемые родители!

Любой ребенок может стать жертвой сексуального насилия. В силу возраста он не всегда понимает, что с ним происходит и не может описать случившееся словами. Именно поэтому так важно знать признаки, на которые необходимо обратить внимание, чтобы понять, что ребенку нужна помощь.

Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка, с его согласия или без такового, в прямые или непрямые действия сексуального характера со взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды.

Какие формы сексуального насилия бывают?

  • сексуальные контакты с ребенком;
  • демонстрация ребенку своих половых органов;
  • демонстрация ребенку порнографических материалов;
  • вовлечение ребенка в изготовление порнографических материалов;
  • подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур;
  • "груминг" (формирование доверительных отношений с ребенком с целью его сексуальной эксплуатации, сексуального насилия);
  • ласки и прикосновения к половым органам ребенка;
  • вовлечение ребенка в занятие проституцией.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Ребенок может пострадать от сексуального насилия где угодно: на улице, в подъезде и даже в сети Интернет. Поэтому важно особое внимание уделить своевременному и соответствующему возрасту ребенка обучению правилам безопасного поведения.

Ребенок должен четко понимать, какое поведение по отношению к нему является ненормальным и знать, что может без страха вам о нем рассказать.

Будьте внимательны к своим детям. Особое внимание уделяйте резким, необъяснимым переменам в их поведении, состоянии, самочувствии. Внимательно изучите признаки, по которым вы можете понять, что ребенок попал в беду, даже если он сам об этом не говорит.

Физические признаки сексуального насилия:

  • порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье;
  • боль при ходьбе, сидении;
  • жалобы на боль и зуд в области половых органов;
  • синяки, ссадины в области половых органов, анального отверстия;
  • гематомы на груди, ягодицах, нижней части живота, бедрах;
  • недержание мочи, кала;
  • наличие инфекций передающихся половым путем;
  • беременность.

Изменения в выражении сексуальности ребенка:

  • не соответствующие возрасту знания о сексе;
  • повышенный интерес к играм сексуальной направленности;
  • имитация полового акта;
  • сексуальные действия с другими детьми;
  • соблазняющее поведение по отношению к сверстникам, взрослым;
  • необычная сексуальная активность (мастурбация, трение о тело взрослого и др.).

Изменения в общении и эмоциональном состоянии:

  • замкнутость, уход в себя, отстраненность;
  • депрессивность;
  • быстрая потеря самоконтроля;
  • трудности в общении со сверстниками, отсутствие друзей своего возраста;
  • отвращение, вина, чувство испорченности, стыд;
  • отчуждение от братьев и сестер;
  • жестокость по отношению к игрушкам;
  • двойственные чувства к взрослым.

Изменения мотивации, личности ребенка:

  • неспособность защитить себя от насилия, издевательств;
  • резкое изменение успеваемости (гораздо хуже или лучше);
  • прогулы в школе, отказ учиться;
  • принятие на себя родительских функций в семье;
  • отрицание традиций семьи вплоть до ухода из дома.

Невротические и психосоматические симптомы:

  • боязнь оставаться наедине с конкретным человеком;
  • жалобы на головную боль, боль в области желудка, сердца;
  • боязнь раздеваться (например, отказ от участия в занятиях
  • физкультурой, плаваньем, снимать белье во время медицинского осмотра).

Изменения самосознания:

  • снижение самооценки;
  • мысли о самоубийстве (чем младше ребенок, тем реже возникают такие мысли);
  • попытки самоубийства.

 

Уважаемые родители, обращайте особое внимание на резкие и необъяснимые изменения в поведении и состоянии ребенка:

  • переход к детскому или слишком "взрослому" поведению;
  • рассказы в третьем лице (я знаю одну девочку...);
  • косвенные вопросы о необходимости проводить время с конкретным взрослым;
  • равнодушие к своей внешности либо навязчивое мытье;
  • появление новых вещей или большой суммы денег;
  • резкие перемены в отношении к конкретному человеку (избегание или чрезмерное сближение);
  • резкие перемены в отношении к определенному месту (отказ посещать конкретные места, занятия и др.);
  • расстройство сна.

Как вести себя, если ребенок рассказал о сексуальном насилии? 

Поверьте ребенку. Он не будет лгать о пережитом. Помните, что насилие над детьми могут совершать хорошо знакомые ему люди и даже родственники.

Сохраняйте спокойствие. Помните, ребенок может перестать говорить, чтобы защитить вас от переживаний.

Успокойте и подбодрите. Объясните ребенку, что он ни в чем не виноват и поступил правильно, рассказав вам обо всем.

Дайте ребенку выговориться и не давите, если ему трудно рассказывать.

Говорите на одном языке. Не ругайте ребенка за "плохие" слова. Используйте ту лексику, которой пользуется он.

Будьте честны. Расскажите о том, что будете делать дальше, не давайте неисполнимых обещаний ("никто не узнает", "никому не расскажу" и др.).

свернуть

Республиканский центр психологической помощи

Основной деятельностью Республиканского центра психологической помощи является обеспечение оказания комплексной психологической помощи и социально­педагогической поддержки участников образовательного процесса в кризисных ситуациях.

Современный многостраничный интернет­сайт (https://rcpp.by). содержит информацию о Центре, контакты специалистов, новости и анонсы проводимых мероприятий, а также отдельные блоки актуальной и доступно изложенной информации, полезной для законных представителей воспитанников и педагогических работников.

На сайте создан чат, который дает возможность анонимного обращения за помощью или поддержкой в критической ситуации каждому ребенку, его законным представителям и педагогическим работникам по всей территории Республики Беларусь. Для удобства пользователей создана мобильная версия сайта.

свернуть

25 ненасильственных вариантов воспитания

«Воспитание» и «воспитанник» — родственные слова. В основе лежит передача опыта учителя ученику.

     Нравится нам это или нет, но мы, родители, являемся главными учителями для наших детей. Расширение нашего репертуара методов воспитания позволяет нам адаптировать имеющиеся в нашем распоряжении методы согласно возрасту, темпераменту, опыту обучения нашего ребенка и нашим собственным ценностям. Возможно, некоторые из этих вариантов пригодятся для применения на практике в вашей семье.

 

  1. Игнорируйте проблемное поведение, если оно не опасноЕсли обращать внимание, то это просто подкрепляет такое поведение, так что оно может повториться в будущем.
  2. Переключите внимание ребенка на другое занятие.
  3. Реорганизуйте среду таким образом, чтобы убрать или минимизировать соблазны к плохому поведению. Это обычно называют подготовкой пространства к присутствию ребенка и это особенно подходит для детей младшего возраста.
  4. Обратите внимание на позитив. Старайтесь акцентировать внимание на конструктивном поведении, игнорируя проблемное поведение.
  5. Пересмотрите свои ожидания. Может быть, поведение ребенка вообще нормально для этого возраста? Иногда поведение, которое расстраивает родителей - например, плаксивость или желание «делать всё самостоятельно» - является нормальной частью процесса обучения на определенной стадии развития.
  6. Используйте метод тайм-аута — прекращение текущей деятельности на некоторое время. Спокойно поместите неуправляемого ребенка в скучное, но безопасное место. Кратко расскажите ребенку, почему оскорбительное поведение неприемлемо и что теперь ему нужно посидеть и подумать, ничего не делая, пока вы не разрешите ему вернуться к тому, чем он занимался. Общепринятым руководством к расчету времени тайм-аута является одна минута на каждый год возраста ребенка. Если ребенок повышает голос, огрызается или устраивает истерику, это автоматически приводит к перезапуску таймера. По окончании тайм-аута, не возвращайтесь больше к этому вопросу — не надо корить, отчитывать или обвинять. Ребенок неизбежно будет испытывать ваше терпение. Важно оставаться твердым и спокойным.
  7. Изучите свое собственное поведение. Возможно, ребенок реагирует на ваши собственные нечеткие ожидания, непонятные ему слова, угрожающее отношение или непоследовательность? Если это так, то изменение поведения родителя, вероятно, является самым быстрым путем к изменению поведения ребенка.
  8. Меньше значит больше. Когда дети ведут себя плохо, для родителей или других взрослых велик соблазн реагировать аналогичным образом — гневными словами и невербальными признаками физического напряжения. К сожалению, это часто усугубляет ситуацию. Вместо этого найдите способ успокоиться, смотрите в глаза ребенку, говорите тише. Спокойствие заразительно!
  9. Прикосновение. Есть много видов прикосновений, которые могут вернуть детей к нормальному поведению – мягко положить руку на плечо, погладить волосы, провести ладонью по спине. В нашем все более изолированном бесконтактном обществе нежное прикосновение обладает огромной силой, о чем люди все меньше догадываются.
  10. Проговорите недопустимое поведение. Хотя это кажется очевидным, иногда родители просто предполагают, что ребенок сам знает, что именно он сделал неправильно, или что достаточно будет общих слов, вроде «веди себя прилично». Не предполагайте, лучше просто укажите, что не так и почему. Например, можно сказать «Нельзя колоть младшего брата острыми предметами. Ему больно».
  11. Изучите обстановку и среду на предмет недопустимых моделей поведения, которым может подражать ребенок. Может быть, он слышал такого рода нецензурную лексику от папы, из телевизора или от друга? Мама тоже ходит насупившись или хлопает дверью, когда злится? Дети до обидного точно имитируют наше самое недостойное поведение. Возможно, чтобы изменился ребенок, нужно измениться тому, кому он подражает.
  12. Позволяйте наступать логичным последствиям. Если кто-то забыл сделать домашнее задание, то логичным последствием будет плохая оценка в школе. Если кто-то потратил все карманные деньги сразу, то у него не будет их, чтобы купить то, что будет хотеться через день. Не ограждайте ребенка от последствий. Пусть учится на них, но без ваших нравоучений в духе «А я говорил!».
  13. Поощряйте позитивное поведение с помощью материального стимула, такого как наклейка или любимое лакомство.Мы, взрослые, тоже работаем за стимул (деньги), чем же дети хуже?
  14. Предложите выбор, но только так, чтобы предлагаемые альтернативы были приемлемы для вас.«Ты можешь сделать задание сейчас или после обеда. Как тебе больше нравится?». Причем, не делать задание — не вариант.
  15. Предложите ребенку помочь вам разобраться с негативным поведением. Иногда дети, особенно старшего возраста, могут давать неожиданно мудрые советы. Объясните проблему и скажите, например, «Ты вот уже две или три недели тянешь до последнего с тем, чтобы садиться делать домашние задания, а потом, когда пора спать, говоришь, что тебе еще «домашку» делать. А теперь ты жалуешься, что не высыпаешься. Что можно сделать с тем, что ты никак не можешь сделать «домашку» вовремя?»
  16. Проведите семейный совет, если проблема затрагивает других членов семьи. Проведите мозговой штурм в поисках решения, при участии ребенка, конечно, и выберите подход, который звучит здраво.
  17. Не разрешайте ребенку делать что-то вследствие его поведения. Попробуйте выбрать что-то, что важно для ребенка и что как-то логически связано с проблемным поведением. «Если не закончишь домашнюю работу до 10 вечера, то следующим вечером никакого телевизора, потому что ты не умеешь разумно распоряжаться своим временем».
  18. Скажите ребенку то, что вы видите, думаете, чувствуете и хотите, говоря о себе.«Когда я вижу, что ты так обращаешься со своим инструментом, я начинаю злиться и беспокоиться о том, что ты можешь его сломать. Я думаю, что ты достаточно взрослый, придумать более конструктивный способ выразить свое разочарование. Может, есть идеи?»
  19. Используйте мягкий юмор, не высмеивание, чтобы представить ситуацию в новом ракурсе для ребенка и для себя.Своевременная шутка может превратить ребенка из разъяренной фурии в хохочущего карапуза быстрее, чем десять минут непрерывных увещеваний.
  20. Разработайте невербальную систему предупреждения о повторяющихся вредных привычках, которых ребенок может даже не замечать. Например, когда мама дергает мочку уха, это может означать: «Так! Ты снова грызешь ногти». Почесывание головы двумя скрещенными пальцами может означать: «А ты знаешь, что снова жуешь с открытым ртом?» Дети, которые ненавидят нотации, часто принимают невербальные указания в качестве замены.
  21. Ведите подсчет случаев проблемного поведения и позвольте ребенку установить цель, насколько он может сократить частоту таких проявлений за одну неделю. Придумайте вместе награду, например, особое совместное мероприятие, когда цель будет достигнута.
  22. Помогите ребенку заменить неприемлемое поведение на приемлемое.Эта стратегия основана на том принципе, что неразумно лишать ребенка какого-то поведения, не предоставляя замену.
  23. Постарайтесь установить какие-то физические ассоциации с эмоциональными состояниями и определенным поведением.Например, детей дошкольного возраста можно научить тому, что определенная музыка означает, что пора угомониться и успокоиться. Колыбельная и обычный вечерний ритуал означают, что пора готовится ко сну. Звук колокольчика может означать время определенных занятий.
  24. Всей семьей составьте список правил и последствий. Он не должен быть слишком длинным, и обязательно пересматривайте его по мере взросления детей. Совместное составление списка правил и последствий помогает детям почувствовать сопричастность, а родители таким образом уверены, что дети действительно знают правила и последствия, поскольку они помогали их формулировать.
  25. Ищите причины и разбирайтесь с ними. Например, если ребенок закатывает истерику, когда нужно идти чем-то заниматься, обратите внимание на контекст. Может быть, он играл и не закончил? Если это так, истерику можно предотвратить, в следующий раз предупредив ребенка за пять минут.
свернуть

5 мифов о домашнем насилии

В сознании людей понятия ”агрессия“, ”домашнее насилие“, ”дисциплинирование“, ”наказание“ часто смешиваются. Это приводит к неправильному пониманию явления насилия в семье. Именно поэтому важно знать, что считается насилием в семье и какие мифы существуют относительного этого явления.

Насилие в семье – умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания.                  

Поскольку насилие достаточно многогранное и распространенное явление, вокруг него возникает большое количество мифов, которые в свою очередь оказывают сильное влияние на способы реагирования окружающих и самих жертв на факт насилия. Подробнее остановимся на некоторых мифах.

Миф 1. Домашнее насилие – не преступление, а личное дело семьи, в которое не нужно вмешиваться.

Такое мнение приводит к пассивности окружающих в оказании помощи жертве, а также формированию у нее ощущения безвыходности и одиночества.

Мнение, что домашнее насилие является нормой, распространено среди людей, которые в своей семье, начиная с детства, наблюдали или наблюдают факты домашнего насилия.

Однако важно понимать, что насилие, независимо от того, применяется оно к члену семьи или постороннему человеку, влечет за собой административную или уголовную ответственность, а значит не может являться нормой поведения.

Миф 2. Человек может быть хорошим родителем несмотря на то, что применяет насилие по отношению к своему супругу.

Постоянно наблюдаемое ребенком насилие в будущем может определить его стратегию взаимодействия в семье и привести к своеобразной эстафете насилия, которая передается из поколения в поколение.

Насилие в семье лишает ее членов чувства безопасности, защищенности, подрывает авторитет обоих родителей в глазах ребенка, может привести к страху потери одного из родителей.

Важно помнить, что супруги, применяющие насилие по отношению друг к другу, рано или поздно могут начать использовать насилие в отношении детей.

Миф 3. Бороться с домашним насилием бесполезно.

На самом деле, как показывает опыт, простое информирование зачастую является мощным и эффективным инструментом.

Важно понимать, что люди, применяющие насилие или ставшие жертвами насилия, могут считать его проявлением заботы или даже любви. Именно поэтому простое информирование о распространенных способах и формах насилия, может привести жертву к активизации сопротивления и успешному разрешению проблемы, а агрессора – к прекращению применения насилия.

Миф 4. Угрызения совести – знак того, что человек изменился.

Домашнее насилие, согласно теории американского психотерапевта Ленор Уолкер, носит циклический характер. И частью данного цикла является раскаяние, угрызение совести. В этот период приносятся извинения за содеянное либо перекладывается вина на жертву, у которой создается ощущение, что человек, применивший насилие, изменился. Однако важно помнить, что это может быть лишь временным затишьем перед новой бурей, а не гарантией стабильных перемен.

Миф 5. Домашнее насилие может возникнуть только в семьях с низким социальным уровнем.

Низкий социальный уровень, злоупотребление алкоголем могут стать одним из условий для возникновения ситуации насилия в семье, однако не являются определяющими. Как показывает опыт, домашнее насилие может нередко встречаться в семьях социально успешных людей, с высоким уровнем интеллекта, которые зачастую прекрасно осознают последствия своих действий и получают от этого удовольствие.

Мифы о насилии в семье приводят к тому, что люди выбирают неправильные способы реагирования, которые усугубляют ситуацию. Именно поэтому так важно сформировать у людей правильное представление о данном явлении.

Помните, что насилие можно остановить, не оставив его без внимания!

 

Подготовлено по материалам учебно-методического пособия для специалистов, работающих в области предупреждения домашнего насилия ”Психологическая помощь жертвам домашнего насилия“ 

свернуть

Рекомендации родителям для разговора с детьми старшего дошкольного возраста

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ РАЗГОВОРА

С РЕБЕНКОМ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПРАВИЛА ИНТИМНЫХ ЧАСТЕЙ ТЕЛА

(ЧАСТИ ТЕЛА, СПРЯТАННЫЕ ПОД КУПАЛЬНИКОМ, ПЛАВКАМИ,ТРУСИКАМИ)

  • Нельзя показывать свои интимные части тела другим, позволять к ним прикасаться.
  • Нельзя смотреть на интимные части тела других, прикасаться к ним.

"НЕНОРМАЛЬНЫЕ" ПРИКОСНОВЕНИЯ

  • Прикосновения к интимным частям тела.
  • Прикосновения, которые вызывают у ребенка дискомфорт и смущение.
  • Прикосновения, которые взрослые просят сохранить в секрете.

СПОСОБЫ МАНИПУЛЯЦИИ

Взрослый может:

  • Убеждать, что не происходит ничего плохого;
  • Говорить, что научит чему-то полезному;
  • Предлагать или обещать что-то взамен;
  • Запугивать, угрожать.

"ПЛОХИЕ" СЕКРЕТЫ

К "хорошим" секретам, например, относятся подготовка подарков к праздникам, приятные сюрпризы.

Во всех остальных случаях, когда взрослый просит что-то сохранить в секрете, надо обязательно рассказать об этом родителям.

ЧТО ДЕЛАТЬ РЕБЕНКУ?

  • Говорить "нет", когда кто-то "ненормально" прикасается к нему, нарушает правила интимных частей тела.
  • Рассказывать родителям, если кто-то "ненормально" прикасался к нему, нарушал правила интимных частей тела.
  • Никогда не садиться в машину к незнакомым людям, не заходить с ними в подъезд, лифт (даже если они будут обращаться к ребенку по имени и говорить, что знают родителей и отвезут (отведут) к ним).

Уважаемые родители!

Обратите внимание: разговаривать с ребенком нужно серьезно и спокойно, а не шутливо или таинственно.

Объясните ребенку:

· что бы ни случилось, это не его вина, ему нечего стыдиться;

· что вы никогда не будете сердиться, узнав от ребенка о случившемся;

· что вы всегда поверите рассказу ребенка, даже если другой взрослый будет убеждать его в обратном.

 

ПОДГОТОВЛЕНО ПО МАТЕРИАЛАМ РАЗМЕЩЕННЫМ В НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОМ ЖУРНАЛЕ "ВЫХАВАННЕ І АДУКАЦЫЯ"(ДЕКАБРЬ, 2018)

свернуть